Мода – это искусство?

Мода со всей ее изменчивостью долгое время как вид искусства не рассматривалась. Мода – явление более приземленное, призванное обслуживать потребительские интересы. Явление прагматичное и, в общем-то, чуждое категории «вечного», каковым и является искусство. Индустрия, да и только. Вряд ли кому-то на память придет какое-нибудь творение модельера-дизайнера, которым любовались бы на протяжении многих лет, как любуются произведениями средневековой живописи. Однако связь моды с искусством существует и она достаточно тесна!

Художники или конструкторы?

Культурологи считают, что мода не является искусством, т.к. конечной целью своей имеет исключительно получение прибыли. Примерно так рассуждала и Шанель, сравнивая процесс изготовления одежды с автомобильным конвейером.

Ей возражал модельер 20-х годов П. Пуаре, всерьез называя себя художником. Многие его произведения были штучны, отличались оригинальностью исполнения и, действительно, могли быть в определенной степени причисленными к произведениям искусства. Пуаре работал над каждым платьем, как скульптор, не отказываясь вместе с тем и от создания предметов массового спроса.

Впоследствии все больше создателей моделей одежды стало называть себя художниками. К 80-м годам ХХ века начали проводиться тематические выставки одежды различных направлений и стилей, что значительно приблизило моду к искусству.

Выход же изделий haute couture к массовому потребителю было сродни внедрению искусства в массы. Произведения высокой моды становились более доступными широким слоям. Демократизировались, позволяя становиться модными абсолютно всем. Примерно, как всем открыт доступ в галерею живописи, где представлены картины из закрытых частных коллекций.

Но об истинности искусства могут судить лишь немногие посвященные. Обладая необходимой суммой, любой обыватель может купить картину, не отдавая себе отчета об ее ценности в плане культуры.

Доступность принижает значение предметов одежды, исключая их из разряда произведений искусства.

Изобразительное искусство

Живопись, графика, абстракционизм и другие течения становятся теми источниками, из которых черпают свое вдохновение дизайнеры одежды. Здесь они заимствуют формы и цвета, контрастные переходы, причудливые абстракции и строгую геометрию линий.

Коллекции Прада отдают дань современному искусству. Прада изучала стрит-арт и восточные техники оригами. Дольче и Габбана вдохновлялись сицилийскими храмовыми мозаиками, а Луи Виттон обращался к творчеству художников Кусамы, Мураками, Спрауза.

Авангард Малевича, Кандинского и других художников питает творчество многих современных создателей модных коллекций. Знакомые темы прослеживаются в ярких принтах.

Определенно, мода не может существовать, не опираясь  и не подпитываясь вдохновением от искусства. Только вдохновляемые высокими произведениями живописи современные художники моды способны создавать высокие образцы в своей индустрии.

Искусство танца

Известно, что еще на самой заре ХХ века такие известные художники, как Бакст и Пикассо, работали над созданием  костюмов артистов балета, выступавших в дягилевских сезонах.

Карден, Лагерфельд, Лакруа также создавали костюмы для балетных танцоров. «Одевая» артистов, дизайнеры, вместе с тем, черпали вдохновение в их искусстве танца.

Влияние балета можно проследить в работах дома Шанель, Ланвин, Миу-Миу и других. В качестве актуальных веяний предлагаются длинные тюлевые юбки и юбки-пачки, а также туфли-балетки.

Архитектура

Сближение моды и архитектуры началось с освоения пространств. Дизайнеры выбирали особые места для демонстрации своих коллекций. Это были не случайные залы, но такие помещения, которые служили бы одновременно и декорацией для проводимого модного шоу.

Довольно быстро архитектурные идеи начали проникать и в моду. В одежде находили отражение и различные направления, стили архитектуры. Так веяния деконструктивизма применяли при создании коллекции обуви дизайнеры фирмы Премиата.

Форма оправ солнцезащитных очков, металлоконструкции, зеркальные фильтры, необычные цвета в таких коллекция, как Диор, Микита, Айвир и других, – все продиктовано веяниями современной архитектуры.